Обновлено: 07/12/2023

Просмотров: 224

Ребята детского движения «Мы вместе», занимаясь музееведением отметили, что разновозрастные дети поселка Чернышевский, посещая музей им. Е. Н. Батенчука, не знают истории своего поселка, таких личностей, как Батенчук, кто такой Чернышевский и историю алмазодобывающей промышленности, которая началась в Якутии со строительства первой в мире ГЭС на вечной мерзлоте.

В поселке Чернышевский, на территории КОЦ, находятся памятники под открытым небом. На зданиях поселка и «СОШ №3» есть мемориальные доски, история установления которых для многих современных детей остаётся «загадкой». Проведя опросы среди сверстников, ребята детского движения поняли, что у детей из их поселка имеются пробелы в истории культурного наследия. Так возникла идея создать что-то новое, что помогло бы чернышевцам не превратится в «Иванов, не помнящих родства».

Начали свою работу Редозубов Сергей, Чибирякова Екатерина, Ноздрин Дмитрий, Анозина Эрика и многие другие ребята детского движения с того, что стали экскурсоводами в музее им. Е. Н. Батенчука. По итогам этих экскурсий ребята сделали выводы, что летопись исторических дат неизвестна не только приезжим детям, но и тем, чьи деды строили Вилюйскую ГЭС, а родители на сегодняшний день работают на ней. Ребята поняли, что в последние годы было оставлено без внимания культурное воспитание детей, основанное на региональном компоненте и стали искать пути решения этой проблемы. Круглый стол показал, что не нужно «изобретать велосипед», а нужно усовершенствовать уже существующий ученический дневник, который будет вызывать гордость, эстетические чувства и так, как дневники хранятся в каждой семье, станет семейной реликвией.

Изучив современные дневники, дневники прошлых лет и даже столетий, было решено взять самое необходимое для ученика в новый дневник и добавить уникальный материал, который бы давал не только знания, но и способствовал их творческому развитию, а дни без расписания « суббота и воскресенье» дополнить тематическими страницами истории, полезной информацией, творческими заданиями. Дневник стали создавать к 60-летию «СОШ №3», к 65-летию поселка Чернышевский и к 45-летию Центра дополнительного образования детей. Он должен стать подарком к этим трем датам. У обладателя такого «документа» и его родителей всегда под рукой будет информация: классных часов, графика каникул, расписания звонков, значимых праздников, в том числе Республиканского уровня, конкурсов и олимпиад, родительских собраний. Ещё на его страницах родители будут видеть, как развивается творчески ребенок и победителем каких конкурсов он стал, какую историю поселка, Республики, страны он изучает. Это значит выходные дни станут для всей семьи интересней и увлекательней.

Каждая неделя дневника тематическая. Здесь ребят ждет не просто описание праздников и исторических личностей, но и интересные кроссворды, изготовление поделок, открыток ко Дню матери, Дню учителя, Дню пожилого человека и т.д. Почти на каждой странице дети должны будут давать фотоотчет о личных делах, своем творчестве, отвечать на вопросы викторин. В специальном разделе можно найти информацию о студиях Центра дополнительного образования. На отдельной странице ребята смогут отмечать свои радости и ежедневные хорошие привычки, например: сегодня прошел десять тысяч шагов, начинаю свой день с утренней зарядки и т.д.

В настоящее время дневник создан для детей младшего звена и написан понятным для них языком. Всего будет напечатано триста экземпляров этого первого дневника. Его стоимость не будет отличаться от обычного, который продается в магазине. Ребята детского движения и их наставники Ходакова Юлия Александровна и Мамаева Виктория Анатольевна, и.о. заведующего филиалом МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный в п. Чернышевский Бадмаева Байрта Баяновна уже на первом этапе поняли, что такой дневник заинтересует малышей. Байрта Баяновна сказала: «Есть опаска, что первыми такой дневник расхватают старшеклассники, которые планируют поступать в различные учебные заведения страны. Они приобретут их в качестве сувенира памяти о малой Родине.» Так было решено подойти к выпуску дополнительной партии дневников для среднего и старшего звена. Нашу идею поддержал Глава поселка Чернышевский Ширшов Артем Владимирович, который отметил, что такой дневник станет связью поколений и экскурсоводом в историю своего края.

Самое интересное в этом дневнике то, что он развивает в детях стремление к лидерству, знаниям, поможет реализовать свои творческие способности, он как бы составляет личную «дорожную карту» ребенка. И так, как в нем дети будут разгадывать ребусы, сканворды, загадки, сочинять рассказы и стихи, то все это можно будет достигнуть благодаря семейному чтению. А в конце учебного года каждый ребенок может стать призером в конкурсе дневников и получить диплом, удостоверение и знак «Лучший ученик года».

Также дневник получил высокую оценку на XIX Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Он был представлен в секции «Педагогические и психологические науки» Редозубовым Сергеем, учеником 9 класса, а помогала ему представлять дневник Чибирякова Екатерина. Совместно с руководителем Мамаевой Викторией Анатольевной они стали победителями, их работа была отмечена дипломом 1 степени.

Высокую оценку дневнику под названием «История одного поселка энергетиков на страницах ученического дневника» дал директор МАУ ДО «ЦДО» г. Мирный Федоров Иван Юрьевич. Он отметил, что ребята сделали дневник многогранным, видна командная работа, которая впечатляет объемом информации. «Меня покорило то, что на страницах дневника имеются QR- коды, которые можно считать с помощью камеры телефона и увидеть, например, месторасположение поселка на карте Республики, под музыку исполнить гимн поселка, написанный легендарным человеком Е. Калямовым, прочитать произведения поэтов и писателей, увидеть космонавта Дмитрия Петелина в космосе, послушать приветственные слова В. А. Штырова, узнать больше информации о Вилюйской ГЭС. Мне понравилась идея, что дневник не игнорирует учебную программу образовательной школы, а дополняет ее культурным компонентом, потому как школьники смогут посетить огромное количество выставок, побывать в музее им. Е. Н. Батенчука, посмотреть хорошие отечественные фильмы и поделиться своими впечатлениями, а это уже серьезное культурное дополнительное образование человека нового поколения» — сказал Иван Юрьевич.

Сами ребята детского движения считают, что они только в начале пути и их цель: привлечь как можно больше детей поселка, района, Республики, чтобы охватить идеи каждого быть первым.

Создание нового продукта для ученика, насыщенного региональным компонентом – это начало приведения в действие плана, расширяющего горизонты ребенка. Первый шаг сделан. Дневник становится не просто документом, а интересным лицом ученика, некой индивидуальной траекторией, мотиватором быть лучше, сильнее, умнее. Он становится не только инструментом контроля за успеваемостью, но и решает проблемы детей самоорганизации, дневник становится инструментом в обучении и меняется вместе с ребенком.

Мамаева В.А.педагог ДО,
Ходакова Ю.А.
педагог-организатор
Филиал МАУ ДО «ЦДО»
г. Мирный в п. Чернышевский